Офицерские аттестации, как известно, играют весьма существенную роль в жизни офицера.
Аттестация - это официальная констатация достоинств и недостатков личности офицера. Причем, во внимание принимается не только военно-профессиональная квалификация, но и духовный облик человека, его отношения с окружающими людьми, психологические особенности личности, черты его характера. Объективная аттестация - это портрет человека, написанный умелой рукой художника. Предвзятая, необъективная аттестация - это информация, вводящая в заблуждение тех, кто принужден принимать решение о дальнейшей судьбе офицера. Формальная аттестация - это набор стандартных характеристик, которые не позволяют увидеть индивидуальности, сильных и слабых сторон человека. Командир, которому дано право аттестовывать офицеров, должен нести всю полноту ответственности за каждое слово в аттестации офицера. Он не должен поддаваться эмоциям, как позитивным, так и негативным. Он должен уметь видеть суть в человеке.
* Генерал М.И. Драгомиров, будучи командующим войсками Киевского военного округа в конце ХIХ века, лаконично охарактеризовал одного из подчиненных генералов: "Был конь, да уездился". В этой короткой характеристике есть и признание былых заслуг ("Был конь"), и констатация того, что к моменту аттестации заслуженный человек исчерпал свой профессиональный потенциал (т.е. "уездился"). Вряд ли этой характеристикой Драгомиров обидел заслуженного генерала. Он с сожалением лишь делал вывод о дальнейшей непригодности его к боевому делу.
* Но таких умных людей, как генерал Драгомиров, не так много. Все больше тех, которые не только "чином от ума избавлены", но и людей расчетливых, коварных и злопамятных. Такие не потрудятся нарисовать объективный портрет личности, а постараются исказить картину.
* Как избежать такой односторонности и предвзятости? Как добиться того, чтобы аттестация верно отражала облик офицера? Как удалиться от шаблона и односторонности и научиться отражать все наиболее важные стороны личности офицера, не увлекаясь мелочами? Как сделать аттестацию надежным инструментом служебного роста офицера? Как учитывать мнение офицерского коллектива при составлении аттестации на конкретного офицера?
* Много ответов на поставленные вопросы содержится в представленных ниже материалах. Но есть и вопросы, оставшиеся без ответа. На них еще предстоит ответить..
РОЛЬ АТТЕСТАЦИИ ОФИЦЕРА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОБЪЕКТИВНОСТЬ ЕЕ СОСТАВЛЕНИЯ (В.И. Доманевский )
В столь важном для боеспособности армии вопросе, как вопрос офицерский, порядок аттестования, степень влияния аттестации на прохождение службы, имеет первостепенное значение, важнейшее после подготовки офицеров. Та и другая система аттестаций имеет целью очистить армию от элементов лишних, ненужных, а, следовательно, вредных (в волевом, умственном или физическом отношении), облегчить выдвижение в первые ряды сильным и способным. Порядок аттестования должен обеспечивать наиболее беспристрастную, полную оценку аттестуемых, а влияние аттестации на движение по службе
- выдвижение вперёд действительно достойных. Каждый военнослужащий должен быть уверен, что закон стоит на страже интересов общего дела, что его судьба, его карьера не зависит ни от протекции, ни от случайностей, ни от умения ладить с окружающими (подлаживаться), а только лишь от его служебных достоинств, что оцениваться будет одна лишь польза. какую он может принести своему делу.
* Порядок аттестования обнимает вопросы о том, кто составляет основную аттестацию, кто из начальников высказывает свое мнение по аттестации, какое место в аттестациях может быть уделено совещаниям, кто аттестацию утверждает, устанавливает окончательное решение-вывод.
* Каждая аттестация, кем бы она ни была составлена, всегда, неизбежно будет субъективной. В аттестовании нельзя добиваться полной объективности, полной беспристрастности. Это дело совести и разумения каждого, дело воспитания. Более внимательный, строгий подбор аттестующих, т.е. начальников, лучше всего обеспечит и большую беспристрастность аттестаций, а с этим и боеспособность армии.
* У нас еще смешивают аттестацию с характеристикой, чуть ли не с жизнеописанием аттестуемого. В оценку служебных достоинств офицера склонны вводить оценку качеств, свойств его, как человека, мирного обывателя. Достоинства офицера, как человека, не имеющего прямого отношения к службе, в оценку его служебных качеств входить не должны. Его недостатки характера этического, недостатки, так или иначе отражающиеся на умении носить мундир, также собственно на аттестацию офицера влиять не должны. Это дело товарищей, дело суда чести. Частная жизнь может и должна отражаться на аттестации офицера лишь настолько, насколько она сказывается на его службе. Короче, аттестация должна основываться не на шатких данных легковесной психологии, но на самых реальных данных, на фактах повседневной службы.
* Здесь уместно остановиться на вопросе об ответственности за аттестации вообще. Нельзя не сознаться, что понятием этим часто злоупотребляют. Ответственность должна быть строго определенная. Надо знать за что, кто и как отвечает.
* Аттестация заведомо, предвзято, неверные, само собой, не могут быть терпимы и начальникам, решившимся на такой шаг для сведения личных счетов или по каким другим причинам, не может быть места в командных рядах армии. Статья закона такого рода имела бы большее воспитательное значение. * Армия вправе ожидать, что оценивается не диплом, не то, что человек уже дал и за что уже награжден, а за то, что он дает и дать может. Короче, идея прохождения службы, как чисто строевой, так и специальных, должна быть одна, общая: аттестации, выслуга лет, постоянное теоретическое и практическое пополнение образованием этого ценза и, наконец, для строевых -откомандирование соответствующими частями.
* Достаточный командный ценз - непременное условие для движения кого бы то ни было по строевой дороге. Нельзя допускать офицера достигать высших ступеней иерархии, без периодического возвращения в строй, без действительного откомандирования в течение достаточно продолжительного времени, в самых важных чинах частями войск, командования, которое является школой характера и пробным камнем настоящего начальника.
Аттестации офицеров в России
Г. Ладыженский ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ АТТЕСТАЦИИ[2]
В основание аттестационной системы должны быть положены следующие принципы:
1)Аттестация должна ясно определять характер человека, как военнослужащего, т.е. совокупность всех духовных качеств с точки зрения военной службы.
* Порядок аттестования обнимает вопросы о том, кто составляет основную аттестацию, кто из начальников высказывает свое мнение по аттестации, какое место в аттестациях может быть уделено совещаниям, кто аттестацию утверждает, устанавливает окончательное решение-вывод.
* Каждая аттестация, кем бы она ни была составлена, всегда, неизбежно будет субъективной. В аттестовании нельзя добиваться полной объективности, полной беспристрастности. Это дело совести и разумения каждого, дело воспитания. Более внимательный, строгий подбор аттестующих, т.е. начальников, лучше всего обеспечит и большую беспристрастность аттестаций, а с этим и боеспособность армии.
* У нас еще смешивают аттестацию с характеристикой, чуть ли не с жизнеописанием аттестуемого. В оценку служебных достоинств офицера склонны вводить оценку качеств, свойств его, как человека, мирного обывателя. Достоинства офицера, как человека, не имеющего прямого отношения к службе, в оценку его служебных качеств входить не должны. Его недостатки характера этического, недостатки, так или иначе отражающиеся на умении носить мундир, также собственно на аттестацию офицера влиять не должны. Это дело товарищей, дело суда чести. Частная жизнь может и должна отражаться на аттестации офицера лишь настолько, насколько она сказывается на его службе. Короче, аттестация должна основываться не на шатких данных легковесной психологии, но на самых реальных данных, на фактах повседневной службы.
* Здесь уместно остановиться на вопросе об ответственности за аттестации вообще. Нельзя не сознаться, что понятием этим часто злоупотребляют. Ответственность должна быть строго определенная. Надо знать за что, кто и как отвечает.
* Аттестация заведомо, предвзято, неверные, само собой, не могут быть терпимы и начальникам, решившимся на такой шаг для сведения личных счетов или по каким другим причинам, не может быть места в командных рядах армии. Статья закона такого рода имела бы большее воспитательное значение. * Армия вправе ожидать, что оценивается не диплом, не то, что человек уже дал и за что уже награжден, а за то, что он дает и дать может. Короче, идея прохождения службы, как чисто строевой, так и специальных, должна быть одна, общая: аттестации, выслуга лет, постоянное теоретическое и практическое пополнение образованием этого ценза и, наконец, для строевых -откомандирование соответствующими частями.
* Достаточный командный ценз - непременное условие для движения кого бы то ни было по строевой дороге. Нельзя допускать офицера достигать высших ступеней иерархии, без периодического возвращения в строй, без действительного откомандирования в течение достаточно продолжительного времени, в самых важных чинах частями войск, командования, которое является школой характера и пробным камнем настоящего начальника.
Аттестации офицеров в России
Г. Ладыженский ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ АТТЕСТАЦИИ[2]
В основание аттестационной системы должны быть положены следующие принципы:
1)Аттестация должна ясно определять характер человека, как военнослужащего, т.е. совокупность всех духовных качеств с точки зрения военной службы.
2)Основание аттестации военнослужащего должно быть положено в течение первых 5-10 лет его службы, когда характер его высказывается во всей природной чистоте.
3)Эта основная аттестация должна постепенно развиваться и дополняться, по мере того, как служащий, при новых условиях службы, проявляет новые черты характера.
4)Аттестация не может изменяться в сущности своего содержания, т.е. в определении основных черт характера служащего. Она может и должна изменяться лишь в определении того, как данный характер реагирует на явления жизни вообще и военной службы в особенности. Это последнее важно для того, чтобы знать, в каких условиях данный характер наиболее проявляет свою энергию.
5)Аттестации обер-офицеров должны быть коллегиальные. Дальнейшие аттестации военнослужащих, начиная со штаб-офицеров, могут быть единоличными, потому что, во-первых, число штаб-офицеров в каждой части не велико; их может и должен знать непосредственный начальник; во-вторых, на них уже будут составлены аттестации за их предыдущую службы и изменить их в основе будет невозможно.
6)Аттестации обер-офицерам до чина штабс-капитана (штабс-ротмистра) составляют постоянные комитеты, под председательством одного из штаб-офицеров...
7)Аттестации на командиров рот (эскадронов) и штабс-капитанов (штабс-ротмистров) рассматриваются и дополняются всеми наличными штаб-офицерами под председательством командира полка через каждые 2 года.
* Теперь постараюсь наметить содержание аттестаций в зависимости от того, кому она дается.
1)Обер-офицеры, до получения ими в командование роты, эскадрона, батареи или отдельной команды, не могут выказать в полной мере своих способностей в этом отношении и надо иметь в виду, что есть такие люди, у которых характер резче изменяется с получением ответственности и более самостоятельной должности и особенно власти. Натуры энергические, смелые и властные, в таком положении, как бы расцветают, разворачиваются во всю свою духовную мощь и чем больше им предоставляется власти, самостоятельности, тем перемена эта резче. Но таких людей вообще немного и тем более ими нужно дорожить. Наоборот, натуры флегматические, робкие и не самостоятельные в таких случаях как бы теряются и склонны всегда подчиниться чужой воле. Таких большинство. Они бывают иногда хорошими подчиненными и никогда хорошими начальниками. Поэтому, форма аттестаций до чина штабс-капитана (штабс-ротмистра) должна обрисовать по преимуществу врожденные черты характера не как военачальника, а как человека вообще. Вопросные пункты в ней могут быть, например, такие:
1) Темперамент (энергический, флегматический);
2) Ум (сильный, слабый, быстрый, обобщающий и проч.);
3)Воля (сильная, посредственная, слабая), умение владеть собой.
4)Находчивость (способность быстро найтись);
5)Решительность (способность быстро принимать решения).
6)Настойчивость (в достижении поставленных целей);
7)Смелость (замысла и действий);
8)Храбрость.
* В чине штабс-капитана (штабс-ротмистра) офицеры чаще могут получать самостоятельные поручения (и к этому должны стремиться их непосредственные начальники), вследствие чего характер их, как будущих военачальников, сказывается рельефнее. Но и тут следует быть осторожным в оценке, потому что многие, получая самостоятельность или власть на непродолжительное время и без полной ответственности, не проявляют той энергии, которую могут проявить. Во всяком случае, в этот период аттестации могут быть дополнены следующими вопросами:
9)Способность исполнять самостоятельные и ответственные поручения.
10)Способность к командованию (умение поддержать свой престиж, как начальника, умение повелевать).
11)Решительность не личная, а как начальника части. *
10)Способность к командованию (умение поддержать свой престиж, как начальника, умение повелевать).
11)Решительность не личная, а как начальника части. *
Аттестации командиров рот, эскадронов и батарей могут быть дополнены следующим:
12)Умение самостоятельно распоряжаться частью в поле и дома.
13)умение быстро найтись и принять решение в поле (на маневрах). 14)Быстрота и энергия при исполнении принятого решения.
15)умение оценивать условия местности, при решении тактических задач в поле своею частью.
16)Умение обучать и воспитывать подчиненных.
17)Практическое знание строевой службы.
* На штаб-офицеров эти аттестации могут быть дополнены так:
18)Умение командовать отдельной частью в поле (полком).
19)Умение пользоваться способностями подчиненных начальников.
20)Энергия духовная и физическая (по сравнению с предыдущей деятельностью).
21)Способность брать ответственность на себя в решительные минуты.
* На командиров полков:
22)Умение командовать отдельным отрядом из двух родов оружия (пехота или кавалерия с их артиллерией).
23)Умение оценивать военную обстановку тактически и стратегически.
24)Знание подчиненных военачальников.
25)Способности административные и хозяйственные.
* На генералов:
26)Энергия духовная, умственная и физическая, по сравнению с предыдущими аттестациями.
27)Умение самостоятельно командовать большими отрядами всех родов оружия.
* Ответы на эти вопросы должны быть точны, но не стеснены определенными выражениями. Я только хотел указать на то, как следовало бы выработать эту систему, и прежде всего на то, что аттестация каждого военнослужащего не должна быть каким-то случайным экспромтом одного лица; она должна представлять краткую историю духовной и умственной жизни каждого и вполне обрисовывать его личность, его индивидуальный характер. Только тогда она может иметь ценность сама по себе и давать солидный материал для определения годности военнослужащего.
Б. ПАНАЕВ ОПЫТ КОЛЛЕКТИВНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОФИЦЕРА [3]
Цель, поставленная системе аттестаций. Предлагаемая ниже система офицерских аттестаций дает возможность поставить ей тройную цель. Она должна: во-первых: дать верную характеристику аттестуемого офицера; во-вторых: воспитывать аттестуемого офицера в должном направлении и в-третьих: постоянно поддерживать корпус офицеров на должной высоте.
Ежегодно 26 ноября после парада все офицеры полка собираются в офицерское собрание. В одной из комнат собрания офицеры выстраиваются: полковой адъютант приносит туда штандарт и ставит его против середины шеренги офицеров, лицом к ней. Командир полка обращается к офицерам с речью, в которой напоминает им обязанности при производстве аттестаций, после чего выдаёт каждому офицеру тетрадку с отрывными аттестационными бланками на всех офицеров полка. По раздаче тетрадей штандарт уносится и командир полка отпускает офицеров. Каждый офицер до 6 декабря обязан заполнить все полученные им аттестационные бланки отметками, ставя против рубрики бланка "1", если аттестуемый офицер, фамилия коего помещена на бланке, подходит под эту рубрику, и "-", если не подходит или неизвестен с этой стороны аттестующему. Под аттестационным бланком аттестующий не подписывается.
6 декабря офицеры вторично собираются в офицерское собрание, штандарт не выносится. Каждый офицер приносит с собой полученную 26 ноября тетрадь с заполненными аттестационными бланками. По приходе командира полка, офицеры приступают к выборам четырех членов "аттестационной комиссии": 3 действительных и 1 запасного, заменяющего действительного члена при составлении аттестации последнего. Выборы производятся закрытой баллотировкой. Получивший наименьшее число голосов является запасным членом; старший в чине из числа действительных - председателем. После выбора аттестационной комиссии полковой адъютант раскладывает на большом столе открытые конверты по числу офицеров: на каждом конверте крупными буквами написана фамилия офицера. Когда конверты разложены, офицеры по старшинству подходят к ним и вкладывают в каждый соответствующий аттестационный бланк из отрывной тетрадки. По исполнении означенного аттестационная комиссия собирает конверты; командир полка отпускает остальных офицеров. Аттестационная комиссия получает от командира полка тетради с отрывными аттестационными листами и удаляется в одну из комнат собрания, в которой и приступает к составлению аттестации. У двери означенной комнаты тотчас же ставятся парные часовые, обязанные решительно никого не впускать в комнату за исключением 4 членов аттестационной комиссии. Составление аттестаций состоит в том, чтобы:
1) точно сосчитать число пометок "1" по каждой рубрике всех аттестационных бланков на каждого офицера и
2) полученные суммы "1" отметок написать против соответствующих рубрик аттестационного листа этого офицера.
Двузначное число пишется чернилами, однозначное чёрными: против рубрик, не получивших ни одной "1" отметки, ставится отметка "-". Считает отметки по каждой рубрике вся комиссия в полном составе, разделение труда ради быстроты и по другим причинам не допускается. Составление аттестаций происходит в строгом порядке с младших. Комиссия заседает ежедневно с 10 часов утра до 9 часов вечера, на ночь комната, в которой происходит заседание, запечатывается полковым адъютантом. Аттестационные листы и бланки, конверты и листы бумаги с пометками членов комиссии не могут быть выносимы из комнаты заседаний. По составлении аттестация комиссия собирается все аттестационные бланки, проверяет их число, собирает также все листы бумаги, с какими-либо пометками членов комиссии и сжигает всё это в одной из печей собрания в присутствии всех членов комиссии. Председатель комиссии является к командиру полка с докладом об окончании составления аттестаций. Командир полка назначает день для выдачи аттестационных листов, которые до этого момента продолжают находиться в запечатанной и охраняемой часовыми комнате заседаний.
По форме аттестационный лист представляет собою аттестационный бланк.
Объяснение аттестуемого. В назначенный день офицеры являются в собрание в третий раз. Полковой адъютант снимает печать с комнаты заседаний. Председатель аттестационной комиссии представляет командиру полка аттестационные листы. Командир полка тут же раздает их офицерам, каждому лично. Листы на отсутствующих офицеров хранит ук себя. Офицеры, получив аттестационные листы, просматривают их дома и дают, если найдут нужным, объяснение в соответствующей графе. В противном случае они только расписываются в этой графе: "читал" такой-то. Например: поручик Иванов, получив в графе 19 отметок против рубрики "относится безразлично", дает следующее объяснение: "Нахожу мнение 19 офицеров, что я отношусь к военной службе "безразлично", неправильным. Мою любовь к ней доказывает то, что в военное училище я поступил, окончив отлично Московский университет, и имея перед собой во много раз лучше обеспеченную материально гражданскую службу. Поводом к такому ошибочному мнению послужили мои споры с некоторыми товарищами относительно подготовки нашего офицерского состава". Или другой пример: офицер получил много отметок против "не желателен в полку"; он даёт объяснение, что поводом к этому по-видимому послужил его перевод в полк без запроса согласия на то офицеров полка и т.п.
Заключение командира полка. На следующий день офицеры являются в собрание в четвёртый раз и представляют там свои аттестационные листы лично командиру полка. Командир полка делает на каждом аттестационном листе заключение, высказывая свое мнение, соглашаясь, дополняя или объясняя неправильность взгляда большинства офицеров. На листах отсутствующих офицеров в графе объяснения аттестуемого он делает пометку об отсутствии офицера.
Например, на аттестации поручика Иванова командир полка даёт следующее заключение: "Исполнителен не всегда. Подготовка к командованию эскадроном ещё недостаточная. Хорошо воспитан и тактичен, умеет со всеми поддерживать лучшие отношения, благодаря чему аттестация несколько пристрастная".
Полковой аттестационный пакет. Командир полка, дав заключение на всех аттестационных листах, вкладывает их в полковой аттестационный пакет. Пакет этот, запечатав своей личной печатью, передаёт на хранение в денежный ящик. Полковой аттестационный пакет имеет в себе:
1) Все аттестационные листы офицеров полка с самого начала службы каждого.
2) Ежегодные к 26 ноября выписки из журнала взысканий на всех и самого начала службы.
3) Такие же выписки из журнала благодарностей. В полках необходимо вести подобные журналы, в них вписываются все благодарности.
3) Такие же выписки из журнала благодарностей. В полках необходимо вести подобные журналы, в них вписываются все благодарности.
В полках необходимо вести подобные журналы, в них вписываются все благодарности, объявляемые в приказах. На военной службе благодарность - средство более действенное и менее опасное, чем наказание. Листы и выписки по мере ежегодного поступления подшиваются наподобие тетради на каждого офицера отдельно. Обязанности офицера по аттестационному делу:
1)Неисполнение этих обязанностей или небрежное отношение к ним считается нечестным.
2)С момента получения от командира полка тетради с аттестационными бланками офицер не имеет права ни с кем советоваться, руководствуясь при заполнении аттестационных бланков исключительно своими личными взглядами.
3)Офицер не имеет права никому показывать или оглашать заполненные аттестационные бланки.
4) Офицер не имеет права никому показывать, кроме командира полка и высших прямых начальников своей аттестационный лист и оглашать его.
5)Офицеры аттестационных комиссий не имеют права никому показывать или оглашать вверенные им аттестационные бланки.
6)Командир полка не имеет права показывать или оглашать, кроме своих прямых начальников аттестационные листы офицеров. Выводы Аттестация должна давать верную характеристику аттестуемому офицеру. Достигается это тем, что:
1)Аттестацию дают все офицеры полка.
2)Аттестуемому предоставляется право дать на все свое объяснение.
3)Командир полка дает свою аттестацию, имея в руках высказанные уже мнения офицеров, долженствующих знать аттестуемого ближе.
4)Аттестация беспристрастна так как ставящие отметки не видят непосредственного результата: движение по службе зависит не от одного листа, а от целой серии их, составляемых ежегодно в продолжении нескольких, иногда многих лет. Аттестация не будет поэтому следствием только временным, иногда очень ошибочного и пристрастного мнения товарищей: на один, на два года можно поднять мнение искусственно. То же делать на протяжении 10-ти или 25-ти лет немыслимо.
5)Аттестацию дополняют прилагаемые к ней ежегодные выписки из журналов благодарностей и взысканий.
6)Аттестационные листы и выписки по мере поступления подшиваются и для каждого офицера это дает начальникам возможность в любой момент ознакомиться со всей службой офицера.
Я.В. Червинка "Практика аттестации заграничных офицеров"
Аттестация заграничного офицера разрабатывается с самого начала его служебной карьеры крайне подробно и всесторонне. Она совершенно чужда того шаблона и неопределеённых общих мест, какие, несмотря на постоянные о том напоминания, почти не удается вывести у нас. Потому там вносят в так называемый "кондуитный список" офицера все известные факты из его служебной и частной жизни, могущие его охарактеризовать с хорошей или с дурной стороны. Во избежание пристрастных выводов все эти факты проверяются и обсуждаются корпоративно. Главная суть дела в том, что положительно ничего не скрывается, а все взвешивается не только с гуманной, но в особенности и с той кор-поративно-деловой точки зрения, которая без величайшего вреда для службы на уступки и компромиссы идти не может.
Если при аттестации офицера в общем выводе не получается убедительное подтверждение полной его надёжности, он, несмотря на безукоризненное поведение и аккуратное, с формальной стороны, исполнение служебных обязанностей, остаётся так долго в занимаемом им чине (хотя бы первом), пока не заслужит внушающей доверия аттестации.
За границею совершенно немыслимо производство офицера в следующий чин за выслугу лет, несмотря на его характер, образ мыслей, неровное часто отношение его к службе и наложенные на него взыскания, между тем как у нас весьма часто приходится встречаться с фактом, что производству офицера в следующие чины за выслугу лет отнюдь не препятствует ни явно отрицательное отношение к нему ближайших его начальников, ни даже неоднократные серьезные взыскания, которым его подвергали за небрежное исполнение служебных обязанностей. В итоге получается строгая, тщательная, добросовестная фильтровка в каждом чине офицерского состава за границею, тогда как у нас это явление слишком слабо развито.
Краткое резюме. Познакомившись с мыслями Доманевского, Ладыженского, Панаева и Червинки, мы можем отметить, что в аттестации офицерского состава не так мало проблем, которые нуждаются в тщательном изучении. Самой важной является проблема объективности аттестации и всесторонности характеристики аттестуемого. Важно, чтобы характеристики, даваемые офицерам, были средством побуждения к дальнейшему совершенствованию, а не носили характер приговора, не подлежащего ни обсуждению, ни отмену. Даже оступившийся офицер должен иметь шанс исправиться. В общем, тонкое это дело - аттестация офицеров. Надо обладать умом, знанием психологии, человеколюбием и прозорливостью, чтобы иметь право делать заключение о том, на что способен тот или иной офицер. Не дай Бог рысака причислить к кляче, отслужившей свой срок... И наоборот: негоже барана именовать львом...
Примечания
1. Доманевский В. И. Аттестации // Военный сборник. - 1911. - N3. - С. 77 - 100.
2. Ладыженский Г. О командном составе армии и системе его подбора // Военный сборник. - 1906. - N10. - С. 156 - 178.
3.Приводимая Б. Панаевым система аттестации офицеров была опробована в одном из полков и, на наш взгляд, обладает рядом достоинств: способствует повышению объективности в оценке достоинств офицера и учит правильно строить свои взаимоотношения с офицерским коллективом. - Панаев Б. Офицерская аттестация. - СП б., 1908.
4. Форма бланка несколько изменена по сравнению с оригиналом по техническим соображениям.
5.Червинка Я. В. Военная карьера у нас и за границею (Профессиональные беседы в современном духе). - Варшава, 1912.
За границею совершенно немыслимо производство офицера в следующий чин за выслугу лет, несмотря на его характер, образ мыслей, неровное часто отношение его к службе и наложенные на него взыскания, между тем как у нас весьма часто приходится встречаться с фактом, что производству офицера в следующие чины за выслугу лет отнюдь не препятствует ни явно отрицательное отношение к нему ближайших его начальников, ни даже неоднократные серьезные взыскания, которым его подвергали за небрежное исполнение служебных обязанностей. В итоге получается строгая, тщательная, добросовестная фильтровка в каждом чине офицерского состава за границею, тогда как у нас это явление слишком слабо развито.
Краткое резюме. Познакомившись с мыслями Доманевского, Ладыженского, Панаева и Червинки, мы можем отметить, что в аттестации офицерского состава не так мало проблем, которые нуждаются в тщательном изучении. Самой важной является проблема объективности аттестации и всесторонности характеристики аттестуемого. Важно, чтобы характеристики, даваемые офицерам, были средством побуждения к дальнейшему совершенствованию, а не носили характер приговора, не подлежащего ни обсуждению, ни отмену. Даже оступившийся офицер должен иметь шанс исправиться. В общем, тонкое это дело - аттестация офицеров. Надо обладать умом, знанием психологии, человеколюбием и прозорливостью, чтобы иметь право делать заключение о том, на что способен тот или иной офицер. Не дай Бог рысака причислить к кляче, отслужившей свой срок... И наоборот: негоже барана именовать львом...
Примечания
1. Доманевский В. И. Аттестации // Военный сборник. - 1911. - N3. - С. 77 - 100.
2. Ладыженский Г. О командном составе армии и системе его подбора // Военный сборник. - 1906. - N10. - С. 156 - 178.
3.Приводимая Б. Панаевым система аттестации офицеров была опробована в одном из полков и, на наш взгляд, обладает рядом достоинств: способствует повышению объективности в оценке достоинств офицера и учит правильно строить свои взаимоотношения с офицерским коллективом. - Панаев Б. Офицерская аттестация. - СП б., 1908.
4. Форма бланка несколько изменена по сравнению с оригиналом по техническим соображениям.
5.Червинка Я. В. Военная карьера у нас и за границею (Профессиональные беседы в современном духе). - Варшава, 1912.